Заведующий: Сидорова Инна Владимировна
Эл. почта: sidorova.innavladimirovna@yandex.ru
Адрес: г. Мичуринск, ул. Советская, 274, 1-й корпус СПИ, 3 этаж, аудитория № 42
Время работы: понедельник-пятница с 8.00 до 17.00, перерыв с 12.00 до 13.00
Адрес официального сайта - http://mgau.ru
О кафедре:
Кафедра имеет глубокие исторические корни, она была основана при учительском институте, открытом в 1939 году в городе Мичуринске, как общеинститутская кафедра Марксизма-ленинизма, объединяющая всех преподавателей общественных наук, читавших дисциплины: историю КПСС, Всеобщую историю, историю СССР, методику преподавания истории, основы Советского государства и права, философию, политэкономию и другие дисциплины. В 1964 году кафедра Марксизма-ленинизма была разделена на кафедры Истории КПСС и Научного коммунизма, философии и политэкономии. В 1999 году эти кафедры преобразованы в общеинститутскую кафедру Социально-гуманитарных дисциплин.
Кафедра Социально-гуманитарных дисциплин в 2003 году переименована в кафедру Истории Приказ № 122-к от 18.04.2003 г.
Кафедра Истории в 2015 году переименована в кафедру Социально-гуманитарных дисциплин Приказ № 167 от 18.05.2015 г.
С 1 февраля 2018 года в состав кафедры вошло структурное подразделение университета - кафедра русского языка и литературы.
В настоящее время кафедра является выпускающей по направлению подготовки «Педагогическое образование», профилям подготовки, «История», «История и Иностранный язык», «Русский язык и Литература»; направлению подготовки «Социальная работа».
При кафедре функционирует аспирантура по направлению подготовки «Языкознание и литературоведение», профилям подготовки «Русский язык», «Русская литература», по научной специальности Русский язык. Языки народов России, «Социологические науки» профиль «Теория, методология и история социологии».
На кафедре под руководством зав. кафедрой, доцента Сидоровой И.В. работает Научная школа «История «малой Родины» проблемы изучения и преподавания». Научная деятельность кафедры признана перспективной, получен сертификат Управления образованием Тамбовской области и присвоен статус Научной школы Тамбовской области (07.00.07 Этнография, этнология и антропология. Рег. № 39).
Научные достижения кафедры признаны Фондом РГНФ. Проект «Историческая роль и значение интеллигенции в социально-экономической жизни малых городов и ее участие в создании научных центров России на примере Мичуринска-наукограда» получил финансовую поддержку Фонда (№ проекта 10-01-70101 а /Ц), руководитель: зав. кафедрой, доцент Сидорова И.В.
Миссия:
Удовлетворение существующих и перспективных потребностей в области социально-гуманитарных дисциплин: личности – в качественных образовательных услугах; общества – в подготовке высококвалифицированных профессионалов; государства – в гражданах с высоким уровнем образованности и социальной ответственности.
Тема исследования:
· Актуальные проблемы социально-гуманитарного знания.
Учебники, уч. пособия, монографии:
· Сидорова И.В. Формирование информационной культуры специалиста на занятиях по гуманитарным дисциплинам в системе «школа-вуз»: (на примере курса Отечественная история): монография / И.В. Сидорова. – Мичуринск: МГПИ, 2009. – 247 с.
· Сидорова И.В., Попов Н.М., Трусова А.С. Экономическая и социальная деятельность провинциальной интеллигенции в к. XIX первой половине XX века и ее влияние на формирование научных центров в малых городах России на примере г. Мичуринска – наукограда: монография /И.В. Сидорова, Н.М. Попов, А.С. Трусова. – Мичуринск: МГПИ, 2010. – 255 с.
· Сидорова И.В., Попов Н.М., Трусова А.С. История формирования и развития научных и учебных учреждений Мичуринска-наукограда: историко-экономический аспект: монография /И.В. Сидорова, Н.М. Попов, А.С. Трусова. – Мичуринск: МГПИ, 2011.–299 с.
· Сидорова И.В. Теория и методика обучения истории и обществознания в системе гуманитарного образования: учебно-методическое пособие / И.В. Сидорова. – Мичуринск: МГПИ, 2006. – 86 с.
· Попов А.С. Социально-философские идеи представителей «субъективной школы» в отечественной социологии: учебное пособие / А.С. Попов. – Мичуринск: МГПИ, 2010. – 239 с.
· Рожков Г.А., Ильин С.А., Токарев Н.В. Министр внутренних дел Российской империи М.Т. Лорис-Меликов в оценках современников и историков: учебное пособие / Г.А. Рожков, С.А. Ильин, Н.В. Токарев. – Тамбов: Изд-во Першина Р.В., 2010. – 91 с.
· Попов А.С. Философия науки: учебное пособие / А.С. Попов. – Мичуринск: МГПИ, 2011. – 35 с.
· Мелехов А.С. Задания для самостоятельной работы студентов по истории России: учебно-методическое пособие / А.С. Мелехов. – Мичуринск: МГПИ, 2011. – 60 с.
· Мелехов А.С. Сотрудничество советской и американской общественности в годы Великой Отечественной войны: учебно-методическое пособие / А.С. Мелехов. – Мичуринск: МГПИ, 2011. – 75 с.
· Трусова А.С. Терроризм, этнонационализм и современные процессы глобализации: исторический дискурс: учебно-методическое пособие / А.С. Трусова. – Мичуринск, 2011. – 79 с.
· Трусова А.С. Этническая картина мира в историческом аспекте изучения: учебно-методическое пособие / А.С. Трусова. – Мичуринск, 2011. – 72 с.
· Сидорова И.В. Вспомогательные исторические дисциплины: методические рекомендации для самостоятельной работы студентов: Учебно-методическое пособие. - Мичуринск: Издательство ФГБОУ ВО Мичуринский ГАУ, 2016. – 59 с
· Мелехов А.С. История вооружения и боевых искусств: Учебно-методическое пособие. - Мичуринск: Издательство ФГБОУ ВО Мичуринский ГАУ, 2016. – 66 с.
· Сидорова И.В., Белякова С.В. Актуальные проблемы преподавания курса «Образовательное право»: теория и методика предмета. Учебно-методическое пособие. - Мичуринск: Издательство ФГБОУ ВО Мичуринский ГАУ, 2017. – 197 с.
· Попов А.С. «Субъективная школа» в отечественной социологии. Учебное пособие. Изд-во Мичуринского ГАУ, 2017. – 177 с.
· Черникова Н.В. Аспекты изучения семантических неологизмов: учеб. пособие. − Мичуринск, 2001. – 80 с. (гриф УМО)
· Черникова Н.В. Актуальные концепты и активный словарь: учеб. пособие. − Мичуринск: МГПИ, 2011. − 243 с. (гриф УМО)
· Черникова Н.В. Словарь актуалем: словарь-справочник. − М.: МГОУ; Мичуринск: МГПИ, 2008. − 169 с.
· Черникова Н.В. Лексико-семантическая актуализация как средство отражения изменений в русской концептосфере (1985 – 2008 гг.): монография. − М.: МГОУ; Мичуринск: МГПИ, 2008. − 395 с.
· Черникова Н.В. (в соавт.) Фрагмент русской языковой картины мира «Жизнь женщины»: кол. монография / под ред. В.В. Леденевой. − М.: МГОУ, 2013. − 236 с.
· Гончаров П.А. (в соавт.) «Царь-рыба» В. П. Астафьева: образ Сибири как основа внутренней структуры: учеб. пособие. − Мичуринск: Изд-во МичГАУ, 2012.
· Гончаров П.А., Стрыгина Е.Л. и др. Разин и «разинский тип» в прозе В.М. Шукшина: между разбойником и заступником: монография. − LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co.KG, Saar-brucken, Germany, 2012.
· Швецова В.М. Русский язык. Часть I. Фонетика: учеб. пособие. – Мичуринск: Изд-во Мичуринского госагроуниверситета, 2017. – 59 с.
· Черникова Н.В. Русский язык и культура речи: учебно-методическое пособие. – Мичуринск: Изд-во Мичуринского ГАУ, 2021. – 131 с.
Научные публикации:
Гончаров П.А. Россия – Сфинкс: А.А. Блок после «Двенадцати» // Литература в школе. 2023. № 1. С.27-42. (ВАК)
Канарская Л.Г., Милякова Ю.А. Символика мака в женской лирике XX-XXI веков // Наука и образование. 2023. Т. 6. № 1. http://opusmgau.ru/index.php/see/article/view/5498
Логунова Е.П. Духовно-нравственная составляющая в педагогике высшей школы как основа высших мотиваций жизни / Сб.статей IX-ой Международной межвузовской научно-методической конференции «Инновационные технологии в педагогике высшей школы» 28 декабря 2022 г., Санкт-Петербург, Петергоф – 2023, С.326-331
Логунова Е.П. Духовно-нравственная составляющая в педагогике высшей школы как основа высших мотиваций жизни / Сб.статей IX-ой Международной межвузовской научно-методической конференции «Инновационные технологии в педагогике высшей школы» 28 декабря 2022 г., Санкт-Петербург, Петергоф – 2023, С.326-331
Мелехов А.С., Кожанов К.А. Подготовка и проведение операции «Багратион» // Наука и образование. 2023. Т. 6. № 1. http://opusmgau.ru/index.php/see/article/view/5640
Павленко А.В. Философия постмодерна о новых «контурах» описания и понимания человека // Международный журнал гуманитарных и естественных наук статьи в журнале № 2-2 (77), февраль 2023 г. С.52-58.
Рыбальченко О.И., Бобровских Ю.А. Языковые средства выражения оценки в идиостиле Р. Рождественского // Наука и образование. 2023. Т. 6. № 1. http://opusmgau.ru/index.php/see/article/view/5490
Сидорова И.В., Демократический стиль работы как условие для самореализации и проявления творческой инициативы детей // Наука и образование. 2023. Т. 6. № 1. http://opusmgau.ru/index.php/see/article/view/5404
Трусова А.С., Пенягина Е.Е. Архетипы коллективного бессознательного К.Г. Юнга и их роль в поэтическом творчестве народов // Наука и образование. 2023. Т. 6. № 1. http://opusmgau.ru/index.php/see/article/view/5507
Хабарова О.Г. Роль компонентов-зоонимов в формировании фразеологического значения АКФЕ // Научный журнал «Обществознание и социальная психология» Выпуск №2 (46) 2023 Scientific journal «KPO-SCIENCE» Issue No2 (46) 2023. С. 866-872
Черникова Н.В., Свиридова Е.С., Гамидова М.А. Именник русских народных сказок // Наука и образование. 2023. Т. 6. № 1. http://opusmgau.ru/index.php/see/article/view/5510
Широлапова Н.Ю., Сухарева М. «Лексика с общей семой одежда в поэтических текстах Анны Ахматовой» // Майский номер научно-практического журнала «Аллея Науки» в раздел «Современные направления образования и педагогики №5(80)». 2023
Учебные курсы кафедры:
История России
Философия
Основы права и политологии
Культурология
Социология
Русский язык и культура речи
Теория и методика обучения и воспитания по истории
История Древнего мира
История Средних веков
История России
Новая и новейшая история зарубежных стран
Вспомогательные исторические дисциплины
Философия и методология истории
Технология социальной работы
Экономические основы социальной работы
Занятость населения и ее регулирование
Социология социальной работы
Современные теории социального благополучия
Социальная политика
Социальное обслуживание молодежи
Специфика социальной работы с подростками
Русский язык и культура речи
Педагогическая риторика
Стилистика текста
Практикум по орфографии и пунктуации
Практикум по школьным учебникам литературы
Методика обучения и воспитания по русскому языку
Методика обучения и воспитания по литературе
Лингвистическая семантика
Когнитивная лингвистика
Активные процессы в современном русском языке
Основы проектной деятельности в обучении русскому языку и литературе
Устное народное творчество
Русская литература XVIII века
Русская литература XIX века
Русская литература XX-XXI веков
Русская литература и традиционная культура
Русская литература и фольклор
Практики